Священномученик Николай Цветков

ВОЛОКОЛАМСКИЙ  ПРАВЕДНИК

Священномученик Николай Цветков родился 8 марта 1879 года в семье потомственных церковнослужителей. Отец его, Иван Глебович в пору рождения сына Николая служил диаконом при усадебном храме села Никольское-Урюпино. Характер у молодого диакона был неуживчивый, ему пришлось менять не один приход. «Буйство нрава и нетрезвость» продолжались во всю жизнь отца Иоанна. В 1881 году семья переехала в Белую Колпь Волоколамского уезда, владение князей Шаховских, однако уже через пять лет отца Иоанна отправили для исправления в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Затем ненадолго семья поселилась в Москве, после чего последовало перемещение отца Иоанна в село Ивановское-Безобразово Волоколамского уезда к церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В это время Коле Цветкову было только 7 лет, но, как вспоминали крестьяне Знаменского прихода (через 30 лет, когда отца Николая неправедно судили в Волоколамске), «Коля в детстве был особым ребенком, у него все стремления были, как бы угодить и сделать добро своим товарищам», а «к старшим в особенности он был почтителен и уважителен».

Коля Цветков закончил Волоколамское духовное училище и Вифанскую семинарию.  Хотел продолжить свое образование в Московской духовной академии на средства помещика села – дворянского уездного предводителя Безобразова, однако этого не случилось.

Осенью 1900 года, после окончания семинарии, Николай Цветков получил место псаломщика в Знаменской Церкви. В 1901 году в волоколамский Воскресенский собор потребовался диакон с хорошими певческими данными. Выбор пал на Николая Ивановича, имевшего прекрасный голос. Его посватали девице Анне, она была сиротой и воспитывалась у дяди. Они обвенчались, и вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона к Волоколамскому собору. В 1906 году в семье Цветковых родилась первая дочь Мария, а в 1908 – Антонина.

Глубокая вера, внутренняя духовная сосредоточенность, любовь к ближним, сострадание к падшим, нищелюбие, всецелая преданность воле Божией отличали молодого диакона с самых первых дней его приходского служения. Обладая незаурядными ораторскими способностями, отлично зная Священное Писание, о. Николай получил благословение проповедовать во время богослужения. Он вел занятия в церковно-приходской двуклассной соборной школе. У о. Николая появляется небольшой кружок слушателей, в основном простых женщин, с которыми он ведет духовные беседы, обсуждает нравственно-житейские вопросы. Активно участвует он и в работе просветительских обществ.

Наставниками о. Николая являлись Михаил Константинович Казанский, смотритель Волоколамского духовного училища, и настоятель Воскресенского собора протоиерей Матфей Некрасов.

С 1908 года, когда умер от пьянства без покаяния его отец, Николай стал предаваться глубочайшей молитве, посту, творению милостыни. В окрестностях Волоколамска не было страждущих, кому бы не помог диакон Николай.

Николаю Ивановичу был свойствен особый духовный дар – прозорливость, который привлекал к нему людей. Приходящих к нему диакон Николай встречал с небольшим букетиком в руке, часто закрывая им свое лицо, ответы и предсказания рифмовал, поэтому они были похожи на притчи.

Житие священномученика Николая Цветкова рассказывает о нескольких случаях исполнения таких предсказаний. Молва о «чудесном» диаконе передавалась от одного селения к другому.

Наступил 1917 год. Новой власти не мог прийтись по нраву такой «прозорливец». Согласно Житию, в первый раз его арестовали в 1918 году и отправили на общественные работы – чистить туалеты в Волоколамске. Его впрягали вместо лошади, и он вывозил из города бочки с нечистотами.

В следующий раз о. Николая арестовали по надуманному поводу, за якобы «подстрекательство к убийству», писателя С.Т.Семенова. Невзирая на простесты сотен крестьян, суд приговорил о. Николая к 10 годам тюремного заключения и трехлетней ссылке с запретом возвращаться в родные места. После волоколамской тюрьмы о. Николая перевели в Лефортово, там его содержали в жутких условиях. Спасли праведника молитва и крепкое здоровье, которое он закалил смолоду, ежедневно купаясь в холодной воде и в снегу. Однако на ногах появились незаживающие раны.

Все это время, с 1923 года, его жена Анна Николаевна безрезультатно обивает пороги прокуратуры и Верховного суда, требуя освобождения невиновного.

Даже когда тяжело заболела тифом и умерла его любимая старшая дочь Маня, о. Николая не пустили проститься с дочерью и проводить ее в последний путь.

После амнистии о. Николай отправляется к своему брату – о. Сергию Цветкову, который служил диаконом в Иоанно-Предтеченском храме с. Ярополец, потом, не желая подвергать опасности своих близких, часто меняет место проживания.

Новый арест последовал в сентябре 1931 года. Обвинение – контрреволюционная деятельность, препятствующая организации колхоза, а также выполнению заготовок. Приговор – три года исправительно-трудовых лагерей, Сибирь, Мариинск. Все лишения Николай Иванович переносил смиренно и терпеливо. Когда у него отнимали лагерный паек, он отвечал:  «Они не могут терпеть, а я могу».

После окончания лагерного срока протодиакон Николай вернулся в Волоколамск, где стал жить у своих духовных чад. Люди снова и снова шли за советом к Божию человеку. Совершались тайные службы. Дочь священномученика о. Владимира (Медведюка), Ольга Владимировна, которой в 1937 году исполнилось 6 лет, вспоминает о тайном ночном богослужении в доме одного из прихожан о. Владимира. В полном облачении стояли батюшка и диакон. Стало совершаться всенощное бдение. Вдруг раздался резкий стук в окно. Отец Владимир в гробовой тишине медленно снимает с себя фелонь. И тут протодиакон Николай, спокойный и строгий, повелительно обращается к батюшке: «Отец Владимир! Не малодушествуйте!». И о. Владимир опустил фелонь на свои плечи. Когда открыли дверь, оказалось, что это заблудившийся путник спрашивал дорогу.  Моление продолжалось почти до утра.

27 августа 1937 года власти арестовали о. Николая. Ему предъявили стандартное обвинение  в контрреволюционной деятельности  и приговорили к расстрелу. Приговор  был приведен в исполнение  на полигоне Бутово под Москвой  27 сентября, в праздник Воздвижения  Честного и Животворящего Креста  Господня.

О. Николай был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских  решением Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года.

Память священномученика Николая совершается 15(28) сентября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля).

Младший брат о. Николая диакон Сергий Цветков 25 ноября 1937 года был арестован. Ему в числе прочего ставилось в вину, что он – родной брат почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. О. Сергий получил десять лет Мариинских лагерей и скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года, был погребен в безвестной могиле. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2007 года. Память его совершается 21 декабря (3 января).

В 2001 году выпущен «Дневник священномученика протодиакона Николая Цветкова». Он охватывает очень краткий период – с декабря 1913 по март 1914 года. С раннего детства о. Николай усердно вел дневник, записывая события, происходившие в городе и уезде, личные заметки, духовные размышления, стихи. Дневники изъяли во время ареста, они были приобщены к вещественным доказательствам и потом пропали. Одна тетрадь чудом сохранилась в Московском архиве. Это не только источник сведений о жизни и личности о. Николая, но еще и прекрасный краеведческий материал, рассказывающий о нашем крае и его людях.

Комментирование запрещено