Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. На иконе «Собора новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших» среди священников, монахов, мирян, жен в первом ряду справа налево пятым по счету мы видим лик наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кронида (Любимова, 1859-1937).
Преподобномученик Кронид родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова. Село было названо в честь преп. Левкия Юрьевского – сомолитвенника и сотрудника преп. Иосифа Волоцкого. Вместе они окормлялись у преп. Пафнутия Боровского и пришли на Волоколамскую землю, чтобы продолжить служить во славу Господа.
Во святом крещении младенец был наречен Константином. В 7-летнем возрасте мальчика определили в Волоколамское духовное училище, но курса он не окончил.
В 19 лет Константин поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру. Юноше предстояла служба в армии, но накануне дня решения судьбы Константин увидел сон: дивной красоты старец прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. После жеребьевки он был зачислен в ратное ополчение.
По возвращении в лавру Констинтин Любимов был принят послушником и назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских старцев и одновременно ученого монаха.
28 марта 1888 года был совершен постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид, через год он был рукоположен во иеродиакона, а в 1982 году в сан иеромонаха. Отец Кронид нес различные послушания в лаврских мастерских, состоял смотрителем Епархиального училища иконописания при лавре.
1905 год в жизни иеромонаха Кронида ознаменовался переездом в столицу империи и назначением экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья, которое было запущено ко времени его назначения. Усердные труды отца Кронида были отмечены церковными и государственными наградами, орденами святой Анны Ш и П степени.
В мае 1906 года отец Кронид был возведен в сан игумена, а 9 мая 1908 года в сан архимандрита.
Опытный духовный наставник своей паствы, и, прежде всего, братии лавры, он был убежден в том, что проповедь слова Божия есть прямой и единственный долг пастырского служения. «Если русский народ не опомнится и не придет к Богу в покаянии, то стране нашей, несомненно, грозит опасность гибели от безбожия и безначалия», — говорил он в проповеди.
В январе 1915 года архимандрит Кронид был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и на его долю выпало время драматических событий. Лавра разделила трагедию Русской Православной Церкви. После конфискации земель у лавры началась кампания по вскрытию мощей. Братия лавры в марте 1919 года обращается к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами преп. Сергия: «Мы чтим Сергия, мы чтим его останки… и то немного, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира».
Понимая, что вскрытие мощей игумена земли Русской не предотвратить, по благословению Патриарха Тихона и архимандрита Кронида граф Юрий Александрович Олсуфьев и отец Павел Флоренский совершили подмену главы преп. Сергия и ее сокрытие. Удар по национальной святыне нанесли 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой Субботы, вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка, и эти кадры можно увидеть.
После закрытия обители, на частной квартире отец Кронид продолжал окормлять братию монастыря, совершал монашеские постриги, направлял служить на приходы священников, вернувшихся из ссылки. Духовные чада из мирян заботились о своем духовном отце, оказывая ему материальную помощь и утешая в скорбях. С 1935 года отец Кронид стал быстро слепнуть.
21 ноября 1937 года архимандрит Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой лавры. Дом, где он нашел приют, в следственном деле назывался «домашним монастырем», а архимандрита Кронида обвиняли как участника контрреволюционной группировки церковников. Участия в группировке он не признал и назвать лиц, приезжавших к нему в Загорск, отказался, составшись на плохую память.
Тройка НКВД 7 декабря 1937 года приговорила архимандрита Кронида к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря на Бутовском полигоне.
День памяти 27 ноября