Доклад Васильевой Е. А. «Новомученики и исповедники российские»

Ниже мы публикуем доклад Васильевой Елены Алексеевны, заведующей библиотекой нашего прихода, посвященный Волоколамским новомученикам.

Новомученики и исповедники российские

 

В 2015 проходила приходская конференция, посвященная новомученикам, в Бутове пострадавшим, среди которых – преподобномученица Екатерина (Черкасова), которую мы почитаем особо, поскольку родилась и жила она в приходе нашего храма, в Кашине. В этом году совпало так, что день памяти преподобномученицы Екатерины пришелся на день праздника в честь всех новомучеников и исповедников Церкви Русской и поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. И сегодня мы вспомним и прославленных в лике новомучеников, и тех, кто не был причислен к лику святых, но достойно прошел все испытания на преданность вере.

Вначале несколько слов о преподобномученице Екатерине. Екатерина Черкасова родилась в 1892 году в Кашине, в крестьянской семье (в этом году исполняется 125 лет со дня ее рождения). Окончила церковно-приходскую школу и в возрасте 23 лет поступила в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в Клинском уезде. Интересен тот факт, что собиралась женская община при храме Святой Троицы, который был заложен в 1890 году настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Сергием. А в 1899 году при помощи благотворителей на основе общины был открыт женский монастырь, где собралось около 200 сестер. В 1927 году власти закрыли монастырь, и некоторые сестры, в том числе послушница Екатерина, нашли себе приют в Истринском районе, в с. Мокруша, где трудились при храме. В ночь на 20 января 1938 года Екатерина была арестовала и 5 февраля расстреляна на Бутовском полигоне.

Вместе с послушницей Екатериной были расстреляны еще две женщины. В житиях не говорится о том, были они знакомы до ареста или нет, но судьбы их очень похожи.

Преподобномученица Евдокия Кузьминова родилась в 1884 году в Истре, в семье мещанина. В 25-летнем возрасте, когда великой княгиней Елизаветой Федоровной была открыта Марфо-Мариинская обитель, Евдокия поступила туда сестрой милосердия. После закрытия обители, вернулась в Истру. Была лишена гражданских прав, жила по-монашески. Под давлением сотрудников НКВД соседи Евдокии подписали лжесвидетельства, и 19 января 1938 года она была арестована и отправлена в Бутырскую тюрьму. При предъявлении обвинения, как и преподобномученица Екатерина, Евдокия утвердительно ответила, что она является, по выражению обвинителей, «ярой церковницей». Но все обвинения в контрреволюционной деятельности решительно отвергла. Ее допрашивали без перерыва двое суток. Допросы сопровождались пытками. Но никаких признательных показаний от Евдокии не добились. 26 января «тройка» НКВД приговорила ее к расстрелу.

Мученица Милица Кувшинова родилась в 1891 году в Полтавской губернии в семье железнодорожного чиновника. Училась в гимназии. В начале 30-х годов приехала в Истру, где жила уединенно, общаясь лишь с монахинями. По оговору лжесвидетелей 22 января 1938 года Милицу арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму, как «бывшую монашку и ярую церковницу», как значилось в документах НКВД. Милица объяснила, что она никогда не была в монашестве, но ей не поверили, слишком уж похожа она была всем своим обликом на послушниц Екатерину и Евдокию. Как и они, Милица признала себя «ярой церковницей», но все прочие обвинения отвергла. 5 февраля по приговору «тройки» НКВД мученица Милица Кувшинова вместе с преподобномученицами Екатериной и Евдокией была расстреляна на Бутовском полигоне.

На предыдущей конференции мы говорили и о самой яркой личности среди сонма Волоколамских новомучеников – о протодиаконе Николае Цветкове, которого еще при жизни почитали святым и чудотворцем. Почитают отца Николая не только у нас. Мы могли убедиться в этом, побывав в новом храме, построенном в честь новомучеников и исповедников Российских рядом с Бутовским полигоном. На северных вратах главного алтаря мы увидели икону нашего протодиакона Николая Цветкова.

Но не все знают, что к лику святых причислен и его брат – диакон Сергий, который служил в Яропольце. Отец Сергий был поставлен диаконом в храм Иоанна Предтечи села Ярополец в 1911 году. Это храм в усадьбе Гончаровых. В январе 1936 года храм был закрыт, а отца Сергия назначили в Казанскую церковь. Властям не понравилась, что люди тянулись к отцу Сергию, приходили к нему домой для беседы. 25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован. Его обвинили в том, что он является братом почитаемого народом протодиакона Николая Цветкова. 29 ноября суд приговорил отца Сергия к 10 годам лагерей. 2 января тяжело больным он прибыл в Мариинское отделение Сиблага, а на следующий день скончался в больнице. Хотя отец Сергий и не был расстрелян, но те страдания, которые он перенес в заключении, принесли ему славу мученика.

На прошлой конференции рассказывалось также о священномученике Феодоре Богоявленском, который в годы гонений на Церковь служил в Знаменском храме села Ивановское. Иеромонах Феодор попал в Ивановское вовсе не случайно. Здесь с 1933 по 1937 год служил его духовный отец архимандрит Никита (Курочкин), постриженик Зосимовой пустыни.

Смоленская Зосимова пустынь была возобновлена и стала знаменитой незадолго до революции, благодаря старцу Алексию (Соловьеву). Монастырь называли «второй Оптиной». О том, насколько чтим был этот старец, говорят, к примеру, такие факты: именно прп. Алексию Зосимовскому было доверено тянуть жребий, когда впервые после долгого перерыва 5/18 ноября 1917 года Русская Православная Церковь избирала своего Патриарха, именно прп. Алексий Зосимовский был духовником преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

В связи с этим интересно заметить, что Елизавета Федоровна с супругом при посещении Иосифо-Волоколамского монастыря на ночлег останавливались в усадьбе Безобразовых в Ивановском. Было это 125 лет назад – 16-17 мая 1892 года, в дни, когда проходил традиционный Крестный ход с иконой Николая Чудотворца из Волоколамска в монастырь. В субботу они посетили монастырь, где прикладывались к принесенной туда чудотворной иконе, а утром на воскресном богослужении были в Ивановской церкви. В это время (с 1886-го года) диаконом Знаменской церкви служил отец священномученика Николая Цветкова Иван Глебович Цветков. Николаю было в то время тринадцать лет.

Но вернемся к жизнеописанию архимандрита Никиты. Он родился в Звенигородском уезде. В 22 года поступил в Зосимову пустынь, с 1915 по 1917 год служил в армии, в 1919 году, т.е. уже в период гонений на Церковь, пострижен в монашество. После закрытия пустыни перебрался в Высоко-Петровский монастырь в Москве, где нашли приют многие Зосимовские монахи. В 1929 году возведен в сан архимандрита, и в том же году был сослан в Архангельскую область. Находясь в ссылке, архимандрит Никита исповедовал, причащал, а потом и отпевал одного из последних Оптинских старцев преподобного Никона (Беляева), причисленного к лику святых как исповедника. По возвращении из ссылки в 1933 году, архимандрит Никита стал служить в Ивановском. Он скончался 12 мая 1937 года в Волоколамской больнице в возрасте 47 лет.

Вместе с архимандритом Никитой в Знаменском храме служил архимандрит Зосима (Нилов). Архимандрит Зосима родился в 1898 году в Тульской губернии, в крестьянской семье. После окончания гимназии в Москве поступил на математический факультет МГУ. Но вскоре оставил учебу и уехал в Зосимову пустынь, а в 1923 году принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре. Именно иеромонах Зосима окормлял тайную монашескую общину, существовавшую при храме закрытого Высоко-Петровского монастыря. В 1931 году он был выслан на Север, где и встретился снова с архимандритом Никитой. Вместе с ним прибыл и в Ивановское. Последний раз архимандрит Зосима служил в Знаменском храме на Рождество в 1939 году. Будучи тяжело больным, он уехал в Москву, где вскоре скончался в Боткинской больнице. Ему исполнился 41 год.

И еще один насельник Зосимовой пустыни служил в Ивановском – архимандрит Исидор (Скачков). Не исключено, что как раз благодаря архимандриту Исидору оказались в Волоколамском районе зосимовские старцы, ведь родился он в д. Горки. Отсюда он отправился в Зосимову пустынь, где и принял монашеский постриг. Затем вместе с другими монахами перебрался в Высоко-Петровский монастырь. После высылки архимандрита Никиты и иеромонаха Зосимы он продолжал окормление тайной монашеской общины. По Промыслу Божию жестокие гонения обошли стороной архимандрита Исидора. Он принял эстафету служения в Знаменском храме от архимандрита Зосимы, переехав в Ивановское в 1939 году. Но по немощи служил с большим трудом, поэтому на следующий год в помощь ему и был назначен духовный сын архимандрита Никиты – иеромонах Феодор (Богоявленский). В 1941 году, когда немцы приблизились к Москве, архимандрит Исидор перебрался из Ивановского в родную деревню Горки. 19 декабря, когда начались бои за освобождение Волоколамска, по просьбе верующих архимандрит Исидор служил молебен в храме Рождества Богородицы на Возмище. После освобождения Волоколамска старец был арестован, но чудом сумел избежать тюрьмы и уехал в Москву. Пришлось архимандриту Исидору еще поскитаться. Служил в Балашихинском районе, в Завидове, а последним пристанищем стали Петушки Владимирской области, где он и скончался в 1959 году, т.е. в начале хрущевских гонений на Церковь.

Зосимовские старцы не причислены к лику святых, но об их исповедническом подвиге свидетельствуют документы, письма, которые тщательно хранили многие десятилетия монахини – духовные чада старцев.

Когда знакомишься с житиями наших новомучеников и исповедников, обращает на себя внимание целый ряд совпадений, которые являются видимыми знаками действия Промысла Божия в их судьбах.

Так, священномученик Николай Цветков некоторое время служил псаломщиком в Ивановском храме, где затем оказались изгнанные из Высоко-Петровского монастыря в Москве старцы Зосимовой пустыни. Высоко-Петровский монастырь основан первым митрополитом Московским Святителем Петром. Брат отца Николая – диакон Сергий Цветков родился 18 октября (по старому стилю 5), в праздник в честь Святителей Московских, череду которых возглавляет митрополит Петр. И скончался священномученик Сергий в день памяти Святителя Петра 3 января. Причем наша первая конференция о новомучениках прошла как раз в день праздника в честь Святителей Московских, т.е. в день рождения священномученика Сергия.

Что еще интересно. На списках Владимирской иконы Божией Матери иногда изображают предстоящих святых. На нашей Владимирской-Волоколамской иконе изображен Святитель Петр.

Близкое знакомство семьи Цветковых с Иосифо-Волоколамским монастырем началось еще с отца семейства – диакона Иоанна, который, служа в Ивановском, в числе Волоколамского духовенства совершал Крестный ход в монастырь с иконой Николая Чудотворца. А потом, запрещенный в служении за нетрезвость, был отправлен в Иосифов монастырь для исправления.

Потом уже и протодиакон Николай ежегодно отправлялся во главе Крестного хода в монастырь. Вот как пишет о. Николай о монастыре в своем дневнике за 1914 год: «25 марта. Думаю сходить в обитель преп. Иосифа. С шестого воскресенья я еще там не был, обязательно нужно посещать обитель по окончании крестных ходов в ноябре месяце и еще Великим постом ради успеха в делах по службе церковной, по школе и других разных поручений миссионерского характера и успеха в насущных домашних делах».

На следующий день, 26 марта о. Николай пешком отправился в Иосифов монастырь. А 29 марта записал в своем дневнике: «По милости преподобного и молитв его паломничество совершил благополучно. Вышел из обители 29 марта в Лазареву субботу в 10.30. На пути сокрушался, как бы не опоздать ко всенощной, хотя и просил иноков… помолиться о моем благополучном возвращении, и милосердный Господь внял их молитве. Прежде всего, дорога была прекрасная: выпал молодой снег, пушистый, чистый. Затем волоколамец р.Б. Иван Алексеевич Тумаков подвез меня от деревни Завражия до дому, так что я прибыл домой в 2 часа».

В связи с монастырем можно отметить еще одну дату: диакон Сергий Цветков был арестован 25 ноября – в день рождения прп. Иосифа Волоцкого.

Промыслом Божиим протодиакон Николай Цветков имел возможность встречаться, служить вместе с выдающимися представителями российского духовенства. Так, в октябре 1912 года Волоколамск посетил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), который стал первым новомучеником в архиерейском сане. Будучи переведенным на Киевскую кафедру, митрополит Владимир предотвратил церковный раскол на Украине, таким образом, сохранив там Православие и Православную Церковь. Именно митрополит Владимир, как старший из иерархов, вручил избранному на патриарший престол Святителю Тихону жезл митрополита Московского Петра как символ преемства Московских Святителей. В январе 1918 года 70-летний почтенный старец был зверски убит у стен Киево-Печерской лавры.

В поездке в Волоколамск митрополита Владимира сопровождал прот. Иоанн (Восторгов) – один из выдающихся проповедников. Насколько он был страшен своими обличениями для Советской власти, говорит тот факт, что в том же 1918 году о. Иоанн был арестован и через несколько месяцев тюремного заключения расстрелян в Петрограде.

Протодиакон Николай вместе с высокими гостями служил в Воскресенском соборе, а затем слушал их выступление на заседании волоколамского отделения братства во имя Воскресения Христова.

В сентябре 1911 года в Волоколамске побывал епископ Серпуховской Арсений (Жадановский). В сослужении отца Николая Цветкова Владыка совершал молебен в Воскресенском соборе.

Епископ Арсений хорошо знал зосимовских монахов. Он оставил свои воспоминания о настоятеле монастыря – игумене Германе и старце Алексие (Соловьеве).

Владыка Арсений на протяжении целого года был духовником старца Алексия, когда он по призыву Церкви должен был оставить свой затвор и принять участие в Церковном Соборе, проходившем в Москве.

Владыка Арсений постригал в схиму незадолго до смерти настоятеля Зосимовой пустыни игумена Германа, духовным чадом которого был архиепископ Варфоломей (Ремов) – настоятель Высоко-Петровского монастыря, приютивший у себя зосимовских монахов (в 1935 году архиепископ Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме). А заупокойную службу по усопшему игумену Герману – Всенощное бдение и Литургию – совершал архимандрит Кронид (Любимов) – последний наместник Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, уроженец с. Левкиево Волоколамского уезда, о котором тоже рассказывалось на предыдущей приходской конференции. Священномученик Кронид был расстрелян на Бутовском полигоне.

Сам епископ Арсений тоже был расстрелян на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года вместе с протодиаконом Николаем Цветковым.

В заключение рассказа надо отметить еще один юбилей – 25 лет назад в 1992 году впервые в наших храмах совершалось поминовение новомучеников и исповедников Российских. Хотя еще на Соборе 1917-1918 года, уже в предвидении неисчислимых жертв, было объявлено об установлении ежегодного молитвенного поминовения всех усопших в лютую годину гонений исповедников и мучеников, практическое выполнение этого решения оказалось возможным лишь спустя 75 лет.

Е. А. Васильева

Комментирование запрещено